В пятницу, 6 апреля, американский Минфин ввел санкции против российских чиновников и предпринимателей, а также связанных с ними компаний. В списке оказался бизнесмен Олег Дерипаска, а также восемь его компаний.
Из-за включения в санкционный список «Русал» предупредил о риске дефолтов по долговым обязательствам, что привело к падению стоимости акций на 50% — до 2,31 гонконгского доллара ($0,3). На открытии торгов на московской бирже акции «Русала» падали на 29,7% — до 19,9 рубля. Также падала стоимость подконтрольной Дерипаске En+ (снижение на 18,3%).
Компании, находящиеся под санкциями, теряют доступ к американскому рынку: все активы бизнеса замораживаются, а до 5 июня предприятия из США должны прекратить все отношения с бизнесами из санкционного списка. Из-за санкций у «Русала» сократились возможности занимать деньги: санкционный список закрывает для компании рынок евробондов. В середине февраля стало известно, что группа En+ Олега Дерипаски хочет продавать электроэнергию майнерам криптовалют. На этом компания хочет заработать 1 млрд рублей.
Ограничение доступа к финансированию может навредить и другим проектам Дерипаски, среди которых благотворительный фонд «Вольное Дело» и фонд развития теоретической физики и математики «Базис». Одна из инициатив «Вольного Дела» — образовательная программа «Робототехника», в которую фонд в период с 2014 по 2016 год инвестировал 160,5 млн рублей.
В рамках этого направления с 2009 года проводятся молодежный робототехнический фестиваль Profest, а также соревнования автомобилей-роботов «РобоКросс». По словам представителя фонда, «Вольное Дело» не занимается венчурным финансированием робототехнических стартапов. В рамках фестиваля существует рубрика «Стартап». В ходе этой рубрики компания «ГАЗ» может объявить свой собственный конкурс и предоставить материальную поддержку студентам программы.
Опыт быстрого выхода из проектов у Дерипаски уже есть. Так, с 2005 по 2008 год миллиардер инвестировал $15 млн в компанию «Митотех», которая изучает процессы старения и борьбы с ними. Однако из-за экономического кризиса Олег Дерипаска потерял интерес к проекту и прекратил финансирование.
Американские компании не смогут покупать алюминий у «Русала» с 5 июня, объяснил партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. Аналитик АКРА Максим Худалов предполагает, что поставки для американского рынка можно будет распределить между Европой и Азией. Если к санкциям присоединится Евросоюз, то это приведет к глобальным изменениям на рынке, а также может сильно увеличить цены и повлиять на цены цветных металлов.
Сам Олег Дерипаска назвал причины для включения в санкционный список безосновательными, смехотворными и абсурдными. Однако, как отмечает газета «Ведомости», Минфин США подозревает Дерипаску в отмывании денег, запугивании деловых партнеров, прослушке телефонов госчиновников, а также участии в вымогательстве.
Сейчас фонд «Вольное Дело» и его программа «Робототехника» работают в плановом режиме, сообщил Inc. представитель фонда.
По словам экономиста Никиты Кулаченкова, бизнес Олега Дерипаски в том виде, в котором он существовал до сегодняшнего дня, перестанет существовать. «Он потерял американский рынок, он потерял подавляющее большинство рынков других стран, потому что никто не захочет связываться», — заявил Кулаченков.
Руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук рассказал «Дождю», что основной ущерб экономике последует из-за сложностей «Русала», так как у компании есть заметный по размеру долг и при этом она не может производить все необходимые платежи. Экономист добавил, что больше всего его пугает возможная спираль взаимных санкций, которая напрямую заденет многие российские компании. Однако сейчас ситуацию по-прежнему можно купировать.
Сергей Романчук
руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка
«При расширении санкционного списка возможно падение российского фондового рынка сопоставимое с тем, что было в 2014 году».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал санкции Минфина США «вопиющими по своей незаконности». Сейчас в Кремле оценивают масштаб возможного ущерба.
А аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев не считает ситуацию с «Русалом» катастрофичной. Он отметил, что значительная часть задолженности компании, из которой более 1 млрд долларов приходятся на евробонды, долгосрочная. «Корпорация имеет возможности для поиска шагов по реструктуризации задолженности. Сами кредиторы ни в коей мере не заинтересованы, чтобы компания не смогла с ними рассчитаться», — приводит Znak слова Коренева.
Сейчас неизвестно, насколько сильно ударит закрытие американского рынка для компаний Дерипаски. Так, у компаний предпринимателя могут возникнуть сложности с текущими сделками: «Русал», которому принадлежит 28,7% «Норникеля», в феврале согласился выкупить 1,9% «Норникеля» у компании Crispian, которая принадлежит Роману Абрамовичу и Александру Абрамову. А осенью 2017 года до IPO En+ швейцарская Glencore (один из основных трейдеров «Русала») захотела конвертировать 8,75% «Русала» в акции En+. В компаниях не сообщают, завершатся ли эти сделки.
Существует вероятность, что Дерипаска попросит поддержки у государства: в день публикации санкционного списка спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал поддержать российских бизнесменов, попавших под санкции Минфина США. Володин рассказал, что он хочет обсудить меры поддержки «со всеми, кто заинтересован в росте российской экономики, а также в сохранении и создании новых рабочих мест. А уже 9 апреля вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал поддержать компании, попавшие под санкции США.
Минфин США опубликовал «кремлевский доклад» Новые санкции США против бизнеса и чиновников из России. В списке — Алексей Миллер, Олег Дерипаска и глава Роскомнадзора Дворкович пообещал поддержать компании, оказавшиеся в санкционном списке
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!